Удары слева

Удары слева
Исторически сложилось так, что удар слева (бекхенд) был определен как удар, при котором тыльная сторона одной из рук в процессе удара повернута в сторону противника. Для теннисиста, который играет правой рукой, эта ситуация возникает, когда мяч приближается к левой стороне его тела. Для теннисиста, играющего левой рукой, все наоборот. Однако появление и нынешняя популярность удара слева двумя руками вызвали к жизни некоторое переосмысление устоявшегося определения. Так как положение рук на ракетке очень сильно меняется в различных вариантах удара слева двумя руками, то более простым определением является следующее: удар слева — это удар, при котором мяч играется с левой стороны тела теннисиста, играющего правой рукой, и с правой стороны у играющего левой.

История удара слева

На протяжении более чем ста лет удар слева выполнялся исключительно с помощью одной руки. Однако в последние годы число теннисистов, использующих удар слева двумя руками, значительно превысило число тех, кто играет одной рукой. В 30-х и 40-х годах XX века австралийская спортсменка Вивиан МакГрат ввела в практику большого тенниса удар слева двумя руками. По иронии судьбы, только удар справа двумя руками, который выполнял Панчо Сегура в 50-х и 60-х годах XX века, начал привлекать внимание многих теннисистов. Его способность управлять полетом мяча была непревзойденной, поэтому Панчо успешно вел свою игру на корте против более высоких и более сильных профессиональных игроков. Однако только успех Крис Эверт в 70-х и 80-х годах XX века вызвал взрывной интерес к применению удара слева двумя руками. Исторически сложилось так, что Сегура играл перед несколькими тысячами зрителей, а Эверт — перед несколькими миллионами, большинство из которых наблюдали за ее игрой на экранах телевизоров. Как только женщины увидели, как Эверт держит в руках главный приз Уимблдонского турнира, это событие напрочь закрыло будущую дорогу в женском теннисе тем спортсменкам, которые выполняли удары слева одной рукой. В мужском теннисе именно Бьёрн Борг и Джимми Коннорс установили характер игры для теннисистов, выполняющих удары слева двумя руками. Миф о том, что теннисист, который выполняет удары слева двумя руками, не может победить на уимблдонских травяных кортах, был окончательно развенчан Боргом, который выигрывал заветный для каждого теннисиста приз пять раз. Именно Пит Сампрас утверждал, что русский феномен Марат Сафин станет доминирующим игроком начала XXI века, применяющим удар слева двумя руками. Судя по всему, Сампрас был прав, потому что он проиграл финал Открытого чемпионата США в сентябре 2000 года Сафину в трех сетах подряд.
В 90-х годах XX века Пит Сампрас и Штеффи Граф доказали, что удар слева, который выполняется одной рукой, не является полностью вышедшим из употребления, потому что эти два спортсмена полностью доминировали в теннисе на протяжении данного десятилетия. Наиболее выдающимися теннисистами, которые отдавали предпочтение удару слева одной рукой, начиная с 40-х и кончая 90-ми годами XX века, были следующие: Дон Бадж, Паулина Бетц, Морин Коннолли, Лью Хоуд, Кен Розуолл, Маргарет Корт, Род Лейвер, Иван Лендл и Мартина Навратилова.
Если удар слева двумя руками оказался столь великолепным ударом, то почему нельзя играть в теннис двумя руками с двух сторон? Фрю МакМиллан из Южной Африки начал движение по этому пути, а американец Джин Мейер и югославская сенсация (в настоящее время гражданка США) Моника Селеш стали его последователями. В 2000 году американский спортсмен Жан-Мишель Гэмбилл возглавлял контингент теннисистов США, которые применяют удары слева и справа двумя руками.

Траектория движения ракетки при ударе слева

Если вы хотите хорошо отработать траекторию удара, которая будет подходить не только для любительского, но и профессионального уровня, она должна обладать следующими четырьмя особенностями: 1) ракетка должна перемещаться вперед и вверх под углом, приблизительно равным 30 градусам относительно плоскости корта; 2) струнная поверхность ракетки должна быть почти вертикальна в момент ее соприкосновения с мячом; 3) струнная поверхность ракетки должна быть ориентирована в сторону цели в момент контакта с мячом; 4) ракетка должна перемещаться достаточно быстро, чтобы мяч в результате удара летел со скоростью порядка 50 миль в час (около 80 км/час). В результате такого удара, выполняемого теннисистом со средними навыками, мяч пролетит на высоте пять футов (около 1,5 м) над сеткой, будет обладать небольшой верхней подкруткой и приземлится очень близко от задней линии корта на стороне противника. Очевидно, могут существовать некоторые не очень значительные отличия, обусловленные изменениями скорости, угла полета и характера вращения мяча, пришедшего со стороны противника.
Многие современные теннисисты, которые применяют новые и усовершенствованные ракетки, выполняют удары с очень большой скоростью. При этом ракетка перемещается вперед и вверх по траекториям, угол наклона которых по отношению к плоскости корта составляет только от 10 до 20 градусов. Данный вариант замаха и удара приводит к тому, что мяч почти не вращается. Это требует от соперников исключительно точного расчета времени для ответного удара.

Проводка мяча


Несмотря на то, что сопровождение мяча ракеткой в процессе выполнения удара играет довольно существенную роль, его функция совершенно отличается от той, которая приводится в популярных теннисных журналах. Исследования показали, что мяч находится в соприкосновении со струнной поверхностью ракетки в течение приблизительно 4 миллисекунд. Кроме того, те же исследования показали, что мяч покидает струнную поверхность ракетки до того, как центральная нервная система передаст сигналы в мозг спортсмена и он осознает тот факт, что удар по мячу совершен. Кроме того, мозгу требуется обычно более 100 миллисекунд для того, чтобы послать соответствующее сообщение на мышцы, чтобы отреагировать на сигнал об ударе ракеткой по мячу. Таким образом, в тот момент, когда вы почувствовали воздействие мяча на струнную поверхность ракетки, уже слишком поздно предпринимать какое-либо воздействие с целью управления ударом с помощью обычного или нестандартного сопровождения мяча ракеткой.
Возникает вопрос — в чем же тогда состоит роль проводки? Существуют две основные функции проводки. Первая состоит в том, чтобы поддерживать правильную ориентацию струнной поверхности ракетки при ее движении по направлению к цели в течение такого времени, которое вы без дополнительных усилий сможете себе позволить. В данном случае сопровождение выполняет функцию своего рода предохранительного клапана для игрока, который начинает замах слишком рано. Другими словами, оно создает более протяженную зону безопасности в ситуации, когда в процессе выполнения удара ракеткой по мячу вы слишком рано приступили к стадии замаха. В том случае, если вы слишком задержались с замахом, сопровождение не играет практически никакой роли и не может предоставить преимуществ с точки зрения направления удара.
Вторая функция проводки состоит в том, чтобы уменьшить уровень напряжения мыщц, которое возникает на протяжении маха перед ударом. Если проводка является достаточно продолжительной, те мышцы руки, которые были в растянутом состоянии в процессе замаха, теперь начинают расслабляться по мере того, как мах постепенно приближается к своему логическому завершению. Кроме того, тем мышцам, которые сокращаются и служат для ускорения руки, удерживающей ракетку при замахе, требуется некоторое время для того, чтобы начать торможение этой руки на заключительной стадии замаха - при проводке.
В современном теннисе имеется тенденция, когда начинающих теннисистов обучают тому, каким образом можно завершать проводку. Считается, что движение руки с ракеткой вокруг шеи игрока позволяет повысить скорость головки ракетки в момент времени, предшествующий соприкосновению ее струнной поверхности с мячом. Существенный недостаток такого метода отработки заключительной стадии проводки состоит в том, что данное движение заканчивается спустя весьма значительное время после того, как мяч покинет струнную поверхность. Почти все траектории сопровождения мяча ракеткой в ходе удара, которые завершаются именно таким движением вокруг шеи игрока, чаще всего позволяют достичь относительно более высокой скорости перемещения ракетки в точке, отстоящей от точки контакта приблизительно на 30 см. Скорость удара при такой проводке обеспечивается главным образом за счет резкого опускания плечевой части руки и передачи при этом энергии предплечью. Это приводит к более выраженной дугообразной траектории, а также вызывает необходимость в более точном тайминге. Более продолжительное сопровождение мяча ракеткой создает более протяженную зону безопасности в зоне контакта струнной поверхности с мячом. Однако оказалось, что это является в некоторой степени неудобным, сковывающим движением для теннисиста, выполняющего удар ракеткой по мячу. Мышцы не обладают памятью, по этой причине вам надлежит упорно тренироваться, чтобы выработать навыки автоматического движения, соответствующего желаемой траектории замаха и удара. Обучение будет значительно более результативным, если вы продуманно подходите к оценке сильных и слабых сторон каждого варианта выполнения замаха и удара.

Работа ног

Любители тенниса предпочитают определять стойку спортсмена на корте в процессе выполнения замаха как «открытую» или «закрытую». В закрытой стойке, которая используется главным образом теннисистами, играющими одной рукой, игрок поворачивается боком в сторону сетки так, что закрывает собой «ударную» руку. Стоящяя сзади нога спортсмена начинает толкать его вперед, пока линия плеч не станет параллельной линии сетки. В моменты времени, предшествующие выполнению удара, открытая стойка отличается характерным разворотом тела практически на одном месте до тех пор, пока пальцы обеих ног не будут ориентированы в сторону сетки или в сторону одного из ее столбиков. Кроме того, открытой стойкой называют такую стойку, когда центр живота теннисиста бывает обращен к сетке до того, как начинается разворот тела для замаха.
Во всех случаях правильно поставленная работа ног позволяет теннисисту правильно развернуться при замахе, а также вести ракетку на мяч при ударе, сохраняя баланс. Для того чтобы понять необходимость безукоризненного ощущения контакта с поверхностью земли, представьте себе, что вы стоите на очень большом вращающемся подносе или столике и пытаетесь при этом правильно выполнить замах ракеткой. Этот большой вращающийся поднос будет двигаться в направлении, противоположном движению вашего тела, и у вас не будет никакой возможности передать энергию вверх, по всей кинетической цепи, отвечающей за выполнение удара ракеткой по мячу. В исследовательском центре Кото (Coto) в Южной Калифорнии тренеров и начинающих теннисистов однажды попросили подпрыгнуть с помощью трамплина, а затем имитировать замах и удар с отскока. Это упражнение оказалось исключительно трудным для выполнения как тренерами, так и их учениками. В результате удалось достичь только 50 процентов нормальной скорости мяча.

Разворот тела

Биомеханические исследования показали, что существуют вполне определенные различия между разворотом тела у теннисистов, которые выполняют удары слева одной рукой и двумя руками. При изучении выполнения удара слева одной рукой оказалось гораздо проще выделить четыре сегмента тела (ноги, бедра, туловище и рука), которые совершают последовательное, согласованное движение, начиная с опоры ногой и до того момента, когда струнная поверхность ракетки соприкасается с мячом. Данная согласованная кинетическая система, в которой каждый предшествующий сегмент снабжает энергией последующий, расположенный выше него, называется «связанной системой». При изучении характера выполнения удара слева двумя руками оказалось более простым делом зафиксировать различия между вкладом ног и туловища в двухзвен-ной системе передачи энергии. Движение бьющей руки, выполняющей удар по мячу, оказалось более синхронизированным с движением верхней части тела спортсмена, чем с самостоятельным перемещением третьего звена кинетической цепи. Другими словами, траектория движения ракетки в процессе выполнения замаха должна быть обусловлена главным образом кинематикой верхней части тела. Однако были обнаружены исключения из этого правила. Например, нашлись такие теннисисты, выполняющие удары слева двумя руками, которые никогда не полагались на верхнюю часть своего тела в попытках осуществить контроль за траекторией полета мяча. Такие теннисисты предпочитали в последние мгновения перед контактом струнной поверхности ракетки с мячом делать корректирующие движения с помощью предплечья, чтобы завершить мах и удар.
Во всех случаях, как было изложено в разделе, посвященном работе ног, теннисисты, выполняющие удар ракеткой по мячу, должны были целиком и полностью полагаться на возможность развернуть тело и затем раскручиваться в обратном направлении путем использования опоры о землю в качестве основного средства сохранения устойчивости. Это обеспечивает своевременное вращение каждого звена кинетической цепи, позволяющей выполнять удар. Замах и удар невозможно совершить без заметных отклонений от состояния устойчивости, если нет прочного контакта с поверхностью земли. Таким образом, работа ног, которая была обсуждена ранее в данной главе, становится главной проблемой.

Сравнение желаемого и действительного

Одной из ярких теннисных звезд в 1999 и 2000 годах являлся Андре Агасси. Один из наиболее часто повторяющихся комментариев в отношении Агасси касался его излишнего движения запястьем — как при ударах справа, так и при ударах слева. Во многих теннисных клубах по всему миру игроков стремились обучить выполнению его ударов, названных «стеклоочистители» Агасси. Некоторым из телезрителей казалось, что Агасси наносит удар по мячу в процессе перемещения запястья и ракетки таким способом, который напоминает характер движения автомобильных «дворников». Увы, сторонних наблюдателей ожидало разочарование. В процессе трехмерного биомеханического исследования ударов справа и слева, которые выполнял Агасси, было выяснено, что его запястье всегда оставалось строго зафиксированным в момент контакта струнной поверхности ракетки и мяча. Не наблюдалось никакой «подвижки запястья», которую так много обсуждали в теннисных кулуарах. Обычно Агасси выполнял удар слева в закрытой позиции, стремясь как можно энергичнее переместить в направлении к сетке ногу, находящуюся впереди. Обе руки спортсмена при выполнении удара слева вытягивались в строго прямую линию, ориентированную в сторону цели. Агасси стремился вытянуть обе руки как можно дальше, насколько хватало сил. Вслед за этим он ослаблял натяжение этой линии, и ракетка начинала движение вокруг его шеи.
Приведенное вначале ложное толкование ударного движения Агасси является довольно распространенным заблуждением. Это заблуждение может быть устранено с помощью высокоскоростной съемки движений спортсмена и воспроизведения полученного результата в замедленном темпе.
Рихард Крайчек выполняет удар слева одной рукой

Хватки

Существует два вида хваток, которые чаще всего связывают с выполнением удара слева одной или двумя руками: восточная или континентальная. Восточная хватка при ударе слева одной рукой такова, что ладонь бьющей руки находится сверху ручки ракетки приблизительно под углом 45 градусов к верхней грани ручки. Это заставляет теннисиста, использующего при ударах справа восточную хватку, менять хватку при переходе от удара справа к удару слева, и наоборот. Континентальная хватка ракетки такова, что ладонь правой руки располагается на верхней грани восьмигранной ручки ракетки, а ладонь левой бьющей руки - сверху левой верхней грани. Данная хватка обычно используется для выполнения ударов с отскока справа и слева, а также ударов с лета. Данная хватка не требует, чтобы теннисист в ходе игры менял хватку. Многие считают, что имеется очень незначительное время для того, чтобы изменить хватку ракетки. Однако исследования показали, что теннисист способен научиться менять хватку ракетки за время, которое значительно короче того времени, которое ему требуется, чтобы совершить один шаг. Оказалось, что руки работают быстрее, чем ноги. На кортах бывали ситуации, в которых теннисисты встречались с трудностями при выполнении двух независимых заданий (изменение хватки ракетки и шаг вперед) одновременно.
Каждый уважающий себя теннисист обязательно поэкспериментирует с обоими вариантами хваток и обратит при этом внимание на положение запястья, которое позволяет достичь вертикального расположения ракетки в момент соприкосновения ее струнной поверхности с мячом. Преимуществом континентальной хватки ракетки является то, что она разворачивает струнную поверхность головки ракетки в положение готовности для выполнения удара слева с максимальной нижней подкруткой (с подрезкой) мяча. Однако континентальная хватка заставляет запястье принять почти невозможное положение при попытках выполнить удар с максимальной верхней подкруткой. В современном профессиональном теннисе удары слева с максимальной подрезкой используются гораздо реже, чем плоские удары или удары с максимальной верхней подкруткой мяча. В играх непрофессиональных теннисистов среднего и старшего возраста удары с максимальной подрезкой используются гораздо чаще.
Обычно теннисисты, выполняющие удары слева двумя руками, предпочитают, чтобы их левая рука находилась на ручке выше правой, когда мяч идет под левую руку игрока с ведущей правой рукой. Для тех, чья ведущая рука левая, картина обратная. Однако некоторые теннисисты применяют удары двумя руками как справа, так и слева. В некоторых редких случаях они не изменяют положение руки при переходе с удара справа на удар слева. Таким образом, данные игроки заканчивают выполнение удара способом, который в бейсболе называется перекрестным ударом (битой по мячу). Таким образом, левая рука расположена ниже правой в том случае, когда игрок с ведущей правой рукой наносит удар с левой стороны. Некоторые теннисисты с ведущей левой рукой выполняют перекрестные удары с правой стороны. При этом, как мы видели, возможен обратный порядок расположения рук. В конце концов, именно траектория перемещения ракетки и положение ее струнной поверхности в момент соприкосновения с мячом имеют определяющее значение. Некоторые уникальные хватки были упомянуты в данной главе только потому, что стили выполнения теннисных ударов претерпели довольно существенное изменение на протяжении последних пяти лет XX века.
Евгений Кафельников выполняет удар слева двумя руками

Сравнение ударов слева одной и двумя руками

Термины «игрок наступательного стиля» и «игрок оборонительного стиля» приобрели в современном теннисе новый смысл.
В прежние времена теннисист, который предпочитал действовать вблизи задней линии корта на протяжении всего матча, считался игроком оборонительного стиля, или специалистом по контратакам. Тот теннисист, который предпочитал при первой возможности выходить вперед и атаковать у сетки, считался игроком наступательного стиля. Новизна современного тенниса состоит в том, что в настоящее время профессиональные игроки выполняют настолько мощные удары с задней линии, что их нужно отнести к приверженцам наступательного стиля. Прежняя интерпретация стилей игроков наступательного и оборонительного планов еще сохраняется в сознании любителей этого вида спорта.
С целью иллюстрации тех изменений, которые произошли в профессиональной игре на задней линии, мы предлагаем проанализировать матч Открытого чемпионата США 1998 года между Карлосом Мойя и Майклом Чангом, который состоял из пяти сетов. Оба теннисиста были не раз отмечены как лучшие игроки на задней линии корта во всей истории большого тенниса. Мойя нанес поражение Чангу, выиграв матч со счетом 3 : 6, 1 : 6, 7 : 5, 6 : 4, 6 : 3. Если считать все подачи как 7-й удар, то общее среднее число ударов при розыгрыше одного очка оказалось: 4,30; 4,28; 4,86; 4,55; 4,77. Таким образом, на протяжении каждого из сетов среднее количество ударов на каждый розыгрыш очка не достигло среднего значения, равного пяти. Другим примером изменений, произошедших в теннисе за последние годы, служит победа Марата Сафина в трех сетах, когда он играл против Пита Сампраса в финале Открытого чемпионата США в 2000 году.
Марат Сафин применял мошный удар слева двумя руками. Среднее количество ударов на каждый розыгрыш очка в этом мачте было даже меньше, чем в матче Мойя и Чанга.
Одной из проблем современного тенниса, которая возникла в процессе соревнований юниоров, состоит в том, что игроки очень часто жертвуют точностью в угоду мощности ударов. Таким образом, количество технических ошибок увеличивается почти пропорционально количеству мощных ударов. Победителями в современных международных соревнованиях юниоров становятся те игроки, которые обладают способностью сочетать достаточно высокую скорость с относительно небольшим количеством ошибок. Это удается все большему числу теннисистов, которые стали больше употреблять плоские удары и меньше — удары с интенсивной верхней подкруткой.
Насколько известно авторам данной главы, в настоящее время существует три основные теории, касающиеся того, в какой момент времени необходимо определять стиль игры теннисистов. Во-первых, оказалось, что профессиональные игроки, которые ведут игру с быстрым выходом к сетке, предпочитают выполнять приближение к мячу, удерживая ракетку одной рукой, потому что они могут в этом случае пройти практически всю дистанцию до мяча, не выдавая своих намерений выполнить удар двумя руками. Пит Сампрас и Патрик Рафтер выиграли, каждый в свое время, Открытый чемпионат США, применяя именно такой выход к игре. Оба этих спортсмена чувствовали, что у них появится больше возможностей и они смогут быстрее приблизиться к сетке, если будут применять удар слева одной рукой. Профессиональные теннисисты и спортсмены-любители, играющие на задней линии корта, предпочитают иметь больше времени для подготовки к выполнению удара слева. Оказалось, что и в профессиональном, и в непрофессиональном теннисе большинство игроков данного стиля выбирают удар слева двумя руками.
Во-вторых, теннисисты, которые выполняют удары одной рукой, должны понимать, что во многих случаях их могут обвести при игре у сетки. Главной заботой таких игроков должно быть стремление выиграть как можно больше очков за счет атакующих действий. Спортсмены-любители, играющие на задней линии корта, предпочитают заставлять соперника совершать ошибки при одновременном планировании контратаки.
Наконец, третье теоретическое положение касается того, что одна часть теннисистов, по всей вероятности, не имеет проблем с разворотом-тела в процессе подготовки к выполнению удара слева двумя руками, в то время как другая их часть предпочитает в большей степени использовать движение предплечьем. Теннисисты, которые предпочитают использовать движение предплечьем, обычно тратят больше времени на изучение удара слева двумя руками.

Практические советы начинающим теннисистам

Специалисты по изучению движений, характерных для тенниса, нашли хорошие способы обучения игроков технике выполнения ударов по мячу. Выполнение удара слева теннисистом, который играет одной рукой, подразумевает более значительную роль ног в процессе вывода ракетки из замаха на траекторию летящего мяча. Однако тренеры очень часто учат начинающих спортсменов принимать довольно низкие стойки для удара по мячу. Когда тело теннисиста перемещается вниз, в то время как рука, удерживающая ракетку, движется вверх, часто приводит к тому, что мяч попадает в сетку. В том случае, когда имеется два независимых и противоположно направленных вектора скоростей для всего тела спортсмена и бьющей руки, результирующее движение мяча происходит по траектории между этими векторами. Очень часто случается так, что эта траектория упирается в сетку. В процессе исследований с помощью высокоскоростной съемки игры Агасси на центр тяжести его тела в каждом кадре был поставлен соответствующий маркер. В результате был получен визуальный вариант траектории движения спортсмена, который соответствовал характеру движения ракетки при выполнении удара.
Основной целью при изучении удара слева является освоение работы ног для организации подъема тела, которое должно быть синхронизировано с движением руки. Наиболее часто встречающейся ошибкой тренера или же теннисной пушки, которую он настраивает для тренировки, состоит в том, что мячи посылаются в сторону теннисиста с очень большой скоростью. Эта скорость бывает настолько велика, что не позволяет игроку получить нужные ощущения посредством сигналов от центральной нервной системы.
Умение подавать мячи или наносить по ним удар замедленно, а также держать ракетку стабильно, по мере того как тело поднимет ракетку до точки контакта ее с мячом, дорогого стоит. Вы быстро поймете, что ноги и туловище могут действовать синхронно и мяч больше не стремится попасть в сетку. Для того чтобы проиллюстрировать это, приведем конкретный пример. В 1999 году было проведено изучение траектории движения центра тяжести тела Джона Макинроя при выполнении им ударов как с максимальной верхней подкруткой мяча, так и с максимальной подрезкой. В результате исследования было установлено, что центр тяжести этого знаменитого теннисиста поднимается в процессе выполнения обоих видов удара. Ощущение того, что ноги на самом деле способны управлять траекторией полета мяча, является совершенно новым ощущением для многих начинающих теннисистов. Однако критически важным фактором является мягкое восходящее движение удара в тех случаях, когда вы находитесь на довольно близком расстоянии от сетки.
После каждой успешной попытки включения ног и управления полетом мяча вы можете отойти на несколько шагов, чтобы удлинить время при выполнении удара. В конце концов вы окажетесь около точки пересечения линии подачи и задней линии и сможете выполнить полноценный удар с помощью правильного разгибания ног.
Очень важно научиться разгибать при ударе ноги, не поднимая головы к небу. Вы можете попрактиковаться, стараясь сохранить совершенно неподвижное положение головы. Когда вы быстро поднимаете голову, тело отслеживает это движение и вам не удается достичь желаемых характеристик удара. В кинематике и биомеханике существует одно из основных правил, которое называется отношением «скорость/ошибка». Чем быстрее и энергичнее вы производите замах ракеткой, тем большее количество последующих ошибок вы совершаете. Судя по всему, разрешение данной проблемы состоит в том, чтобы еще раз повторить тот же самый, «изрядно надоевший» коронный удар.



Copyright © Теннисный клуб «Феникс», г.Рязань, Куйбышевское шоссе 25 стр.4а, (4912)500-078